Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 3 человека

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Дата: 25 ноября 2019 в 09:14, Обновлено 16 октября в 11:55
ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 «Особенности уголовной и административной
ответственности несовершеннолетних»

Целью является правовое воспитание и просвещение граждан, а именно разъяснение родителям, законным представителям несовершеннолетних (несовершеннолетним) законов и иных законодательных актов, регулирующих ответственность подростков на сегодняшний день.
При этом рассматриваются не только законы, регулирующие правовое положение несовершеннолетних, но и законы, регулирующие наиболее важные общественные отношения.
Латинская пословица: «Ignorantia non est argumentum», что означает: незнание закона не освобождает от ответственности. Этот принцип был закреплён уже в XII веке до н.э..
Ознакомиться с существующими законами можно в Интернете (pravo.by), либо приобретя соответствующие кодексы, законы и т.д. Подразумевается, что существующие законы должны знать все, поэтому фраза: «А я не знал», оправданием не является.
Для того чтобы самостоятельно узнать о существующих законах, достаточно обратиться к источникам законодательства (Конституции, кодексу, закону, и.т.д.).
Закон – это нормативный акт (нормативный, так как содержит определённые нормы поведения), принятый в установленном порядке, и регулирующий наиболее важные общественные отношения. В само понятие закона уже вложен глубокий смысл, который определяет необходимость его существования. Закон принимается людьми и в первую очередь для людей. Закон был создан для обеспечения соблюдения прав и законных интересов людей.
Стремление человека к гуманности и обеспечение равными правами всех людей находит своё отражение именно в законе.
Однако для того, чтобы закон был действенным, он должен отвечать определённым требованиям. В существовании закона должна быть заинтересованность не только государства и отдельных групп людей, но и народа в целом. Закон должен отвечать определённым требованиям, он должен быть:
1)  справедливым
2) простым для понимания
3) реальным для выполнения
4) написанным простым языком
5) обоснованным
6) знакомым людям, которые ему подчиняются
7) не противоречить другим законам
8) предусматривать для нарушителя наказание, соразмерное нанесённому ущербу.

Сделать таковым закон – обязанность государства, однако односторонними обязанности бывают редко, поэтому нашей обязанностью является соблюдение всех существующих законов, даже в тех случаях, когда законом, как кажется нам, можно пренебречь (например, перейти улицу на красный свет светофора и т.д.).
Однако вы должны понимать, что всё начинается с малого. Человек начинает курить, он считает, что от одной, двух сигарет ничего не случится, потом он начинает курить всё больше и больше, так как постепенно у него появляется зависимость, органы, вырабатывающие никотин постепенно атрофируются (перестают работать), и перестают его вырабатывать. Человек знает, какие последствия может принести курение, но в тоже время он говорит себе, это со мной не произойдёт. И очень неприятно, когда эти последствия происходят именно с ним.
Так и с законом. Мы знаем, что улицу на красный свет переходить нельзя. Но, тем не менее, если машин нет, человек улицу переходит, но, как известно, даже палка раз в год стреляет.

Административная ответственность

Один из вопросов, который мы с вами сегодня будем обсуждать – административная ответственность несовершеннолетних.
Административное правонарушение – это виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Ответственность за совершение административного проступка наступает с 16 лет. Лицо, совершившее запрещенное КоАП деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:
1) за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (статья 9.1);
2) за мелкое хищение (статья 10.5);
3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);
4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);
5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);
6) за разведение костров в запрещенных местах (статья 15.58);
7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);
8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части 1 - 35 статьи 18.3);
9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);
10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);
11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);
12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);
13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (статья 19.4);
14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);
15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);
16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).
За совершение административного правонарушения предусмотрено наложение административного взыскания. Целью административного взыскания является воспитание лица совершившего административное правонарушение, а также предупреждение и предотвращение совершения административного правонарушения повторно.
За совершение административных правонарушений применяются такие  виды административных взысканий как:
1) предупреждение;(к несовершеннолетним)
2) штраф; (к несовершеннолетним)
3) исправительные работы;
4) административный арест;
5) лишение специального права;
6) лишение права заниматься определенной деятельностью;
7) конфискация;
8) депортация;
9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения.
Предупреждение состоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения.
Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется исходя из базовой величины. Минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины. Максимальный размер штрафа, не может превышать пятидесяти базовых величин.
Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, из заработка которого, производится удержание заработной платы в доход государства в размере двадцати процентов.
Исправительные работы не могут быть назначены:
1) беременным женщинам,
2) инвалидам І и ІІ группы,
3) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком,
4) женщинам в возрасте старше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте старше шестидесяти лет,
5) несовершеннолетним.
Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции и устанавливается на срок до пятнадцати суток.
Административный арест не может применяться к:
1) беременным женщинам,
2) инвалидам І и ІІ группы,
3) женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов,
4) к лицам, имеющим на иждивении инвалидов І группы,
5) к лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста,
6) к несовершеннолетним.
Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение специального права устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – со дня его обнаружения.
Лицо считается не имеющим административного взыскания, если оно в течении года со дня исполнения наказания не совершило нового административного правонарушения.

Уголовная ответственность
Уголовное преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК Республики Беларусь под угрозой наказания.

По общему правилу уголовная ответственность наступает с 16 лет. Лица, совершившие запрещенные Уголовным кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности за такие преступления как:
1) убийство (статья 139);
2) причинение смерти по неосторожности (статья 144);
3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);
4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);
5) изнасилование (статья 166);
6) насильственные действия сексуального характера (статья 167);
7) похищение человека (статья 182);
8) кражу (статья 205);
9) грабеж (статья 206);
10) разбой (статья 207);
11) вымогательство (статья 208);
12) угон транспортного средства или маломерного водного судна (статья 214);
(в ред. Закона Республики Беларусь от 17.07.2006 N 147-З)
13) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья статьи 218);
14) захват заложника (статья 291);
15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);
16) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);
17) хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327);
17-1) незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (части 2 - 5 статьи 328);
18) хулиганство (статья 339);
19) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);
20) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);
21) побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413).
К лицам, совершившим преступления, применяются следующие основные наказания:
1) общественные работы;
2) штраф;
3) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
4) исправительные работы;
5) ограничение по военной службе;
6) арест;
7) ограничение свободы;
9) лишение свободы;
10) пожизненное заключение;
11) смертная казнь (до ее отмены).
Кроме основных наказаний, к лицам, совершившим преступления, могут применяться следующие дополнительные наказания:
1) лишение воинского или специального звания;
2) конфискация имущества.
3) общественные работы, штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут применяться в качестве не только основного, но и дополнительного наказания.

Разберём некоторые.

 Общественные работы заключаются в выполнении осужденным бесплатного труда в пользу общества, вид которого определяется органами, ведающими применением общественных работ.
Общественные работы устанавливаются на срок от 60 до 240 часов.
Общественные работы не могут быть назначены:
1) лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста;
2) женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет;
3) беременным женщинам;
4) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
5) инвалидам I и II группы;
6) военнослужащим.
Штраф. Размер штрафа определяется с учетом размера базовой величины, установленного на день постановления приговора, в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и материального положения осужденного и устанавливается в пределах от 30 до 1000 базовых величин.
Арест состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции и устанавливается на срок от одного до шести месяцев.
Арест не может быть назначен:
1) беременным женщинам;
2) женщинам и одиноким мужчинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет или детей-инвалидов;
3) инвалидам I и II группы.
Ограничение свободы состоит в наложении на осужденного обязанностей, ограничивающих его свободу, и нахождении его в условиях осуществления за ним надзора органами и учреждениями, ведающими исполнением наказания.
Ограничение свободы устанавливается на срок от 6 месяцев до 5 лет.
Ограничение свободы не может быть назначено:
1) военнослужащим срочной военной службы;
2) иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства.
Лишение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до двенадцати лет, за особо тяжкие преступления – на срок более двенадцати лет, но не свыше пятнадцати лет, а за особо тяжкие преступления, связанные с умышленным посягательством на жизнь человека, – на срок не свыше двадцати пяти лет.
Срок лишения свободы за преступления, совершенные по неосторожности, не может превышать семи лет.
Совершеннолетним лицам отбывание наказания в виде лишения свободы назначается в исправительных колониях в условиях поселения, исправительных колониях в условиях общего, усиленного, строгого или особого режимов или в тюрьме.

 

Декрет Президента РБ №6 от 28.12.2014 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков»
11. Определил, что:
11.1. появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, -
влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин;
11.2. нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, -
влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин;
11.3. потребление без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте -
влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин;
11.4. непринятие индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным должностным лицом юридического лица предусмотренных законодательством мер по недопущению на дискотеках, в культурно-развлекательных (ночных) клубах, игорных заведениях потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, либо потребления их аналогов, либо сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также неинформирование органов внутренних дел о выявлении фактов совершения таких действий, если в этом деянии нет состава преступления,
влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - от двадцати до пятидесяти базовых величин;
11.5. неисполнение владельцами интернет-ресурсов уведомлений Министерства информации о необходимости удаления сообщений и (или) материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков, -
влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин;
11.6. невыполнение поставщиком интернет-услуг предусмотренных настоящим Декретом обязанностей по формированию и хранению актуальных сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг информационных ресурсах -
влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от пятидесяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин.

Условия помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения и условия пребывания в них (Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

В специальные учебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет. В специальные лечебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, которые имеют особенности психофизического развития, либо которые страдают заболеваниями, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь, либо которые состоят в порядке, установленном законодательством, на наркологическом учете. В специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения не могут быть помещены несовершеннолетние, страдающие заболеваниями, препятствующими их содержанию, обучению и воспитанию в этих учреждениях, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Несовершеннолетний является нуждающимся в особых условиях воспитания, если в отношении его постановлен приговор с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения его в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение либо принято судом решение о помещении его в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение.
Решение о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение может быть принято, если:

  1. в отношении его принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо если вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния он был не способен сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния;
  2. в течение года он три раза привлечен к административной ответственности за умышленное причинение телесного повреждения, или мелкое хищение, или умышленное уничтожение либо повреждение имущества, или мелкое хулиганство, или распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения, или занятие проституцией, или заведомо ложное сообщение, или управление транспортным средством в состоянии опьянения, или управление транспортным средством без права управления этим средством и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь привлечен к административной ответственности за совершение одного из указанных в настоящем абзаце административных правонарушений и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни;
  3. в течение года он три раза совершил деяния, содержащие признаки административных правонарушений, указанных в абзаце третьем настоящей части, но не достиг ко времени совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность, и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь совершил одно из указанных в абзаце третьем настоящей части деяний и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни.

Основанием для приема несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение, специальное лечебно-воспитательное учреждение являются приговор суда с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение либо решение суда о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение.
Срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении, специальном лечебно-воспитательном учреждении устанавливается судом в пределах до двух лет, но не более чем до достижения несовершеннолетним возраста восемнадцати лет.
Пребывание в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении несовершеннолетнего, помещенного в такое учреждение по приговору суда, может быть прекращено судом досрочно в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 117 Уголовного кодекса Республики Беларусь, а несовершеннолетнего, помещенного в такое учреждение по решению суда, может быть прекращено судом досрочно, если он освоил содержание программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.